Собираясь разродиться рецензией на «Мотылька» первым делом, что в случае с экранизациями логично, я попробовал припомнить события одноимённой книги – в моём издании озаглавленной «Папийоном».
Кажется, именно бабочка на обложке и заставила меня приобрести кирпич Анри Шаррьера, - точно помню, что сам эту книгу покупал, но не помню где. Возможно в нынешнем своём доме – некогда на его первом этаже располагался книжный. Издание датируется 1992 годом, но вряд ли я купил его в год выхода, скорее это произошло несколькими годами позже, и что ещё вероятнее – на книгу была большая скидка, иначе откуда бы у меня на неё деньги взялись – у школьника-то!
Помню, при первом прочтении меня более всего потрясли эротические сцены, а именно отдающиеся главному герою индианки. Возможно, кстати, меня привлекла вовсе даже не обложка! В те годы в конце журналов часто можно было встретить приложения в виде нескольких страниц, из которых можно было собрать книжку, в том случае конечно, если покупать или выписывать каждый номер. В каком-нибудь Вокруг Света запросто мог печататься «Папийон». Может через журнал я романом и заинтересовался.
Как бы то ни было, а книжку я прочёл, и в то время не по одному разу.
Что до последнего опыта прочтения, то верно он случился со мной не менее десяти лет назад, случись это позже, я наверное помнил бы больше.
По ходу фильма я пытался возродить в памяти сцены из книги, но вспомнилось немногое. Сны о доме в одиночке; засасывающие не хуже трясины мангры; уже упомянутые индейские жёны и изготовлявшийся ими из пережёванных листьев алкогольный напиток; ну и наконец - зарядка начинённого франками патрона в задний проход.
Выведенные на передний план фильма, да и, наверное, книги тоже, отношения, напрочь позабылись, а вот сцены, вызывавшие удушье и брезгливость в память инсталлировались хорошо.
Не уверен, правда, что всё перечисленное именно из «Папийона», с другой стороны есть возможность это поверить – книга-то при мне, и как же хорошо её теперь читать, после экранизации-то! Не надо никого выдумывать – кастинг в фильме просто замечательный, как будто реальных зеков понабрали!
читать дальшеПарень, играющий Папийона мне, правда, сначала не понравился – какая-то смесь Дэниэла Крейга с Бредом Питом – поморщился я. Но чем старательней над ним измывались, тем более прекрасным он мне виделся – сказалась давняя моя любовь к страдальцам, вернее к их облику.
С какого-то момента заметно похудевший актёр даже начал напоминать мне Иисуса. Руки с длинными пальцами, да и ступни тоже делали ассоциацию особенно чёткой – такие конечности были у Христа на картинах мастеров Возрождения.
Страдания, пожалуй, главная тема фильма. И чего уж скрывать – я на это дело смотреть люблю. Причина тому простая: просмотр чужих страданий преуменьшает свои.
Днём раньше я загибался от адской боли в позвоночнике, в день просмотра она несколько утихла, но всё равно подташнивало, да и голова кружилась, и как же приятно было видеть, что не одному мне несладко – парни в фильме похоже, только во снах вспоминали, что такое жить в комфорте
Въяве же их ждали: влажная тропическая жара, вонь параши и пота, москиты, летучие мши - нетопыри, дизентерия, побои, унижения, тяжёлая работа и прочие каторжанские радости.
Понятное дело, что в таких условиях будешь буквально грезить побегом, и никакая смерть, не говоря уж о карцере тебя не устрашит.
Поэтому-то я и не считаю лейтмотивом, как книги, так и её экранизации - волю к свободе, а как её может не быть вообще?
Друган Папийона в конце концов, правда, остаётся на острове Дьявола, но там условия содержания другие, из того что было показано, напрашивается вывод, что каждый арестант предоставлен сам себе. В сравнении с общей колонией – просто райское местечко, но конечно не для всякого.
Мне подумалось, что я мог бы там сохранить себе рассудок, но только в том случае, если бы у меня было на чём писать и рисовать. Чай не одиночка, а целый остров, вот в одиночке легко с ума можно сойти, и тот факт, что это не произошло с Папийоном конечно поразителен. В книге мне это не показалось фантастикой, а вот фильм заставил засомневаться. В общей сложности Мотылёк наш провёл наедине с собой целых семь лет – и ладно бы это была обычная отсидка, ему же ещё запрещали говорить, и отрубили свет! Сомневался я, как выяснилось позже, не зря. События, описанные в книге и вправду вызывают у многих сомнения в их подлинности – точнее всё это конечно могло иметь место быть, но не только с нашим героем.
Концовка мне, честно говоря, не понравилась, как-то смазана она. Да и вообще у фильма, наверное, немало минусов, но мне однако же, зашло. Особенно понравились тихие сцены в одиночке – у меня на них совершено замирал внутренний диалог, а вместе с ним и исчезал я сам, не считая конечно глаз - они каким-то чудным образом продолжали фиксировать происходящее на экране.
Билет я купил на зады, но как всегда это бывает в полупустом зале, вскоре пересел поближе. С передних рядов сложно было обхватить взглядом весь экран, зато я погружался в него с головою, временами полностью забывая, где нахожусь. Для чего ещё ходить в кино, как ни для этого?